Глава IV. ФУНДАМЕНТЫ НА ЕСТЕСТВЕННОМ ОСНОВАНИИ
УСТРОЙСТВО ОТДЕЛЬНЫХ МОНОЛИТНЫХ ФУНДАМЕНТОВ
Опалубочные и арматурные работы

Весьма трудоемкими, маломеханизированными и дорогостоящими являются опалубочные и арматурные работы.
Фактические затраты труда на 1 м3 бетона отдельных фундаментов стаканного типа достигают 4,5 чел.-ч. Основными мероприятиями по повышению производительности труда на работах по устройству монолитных фундаментов являются:
широкое применение инвентарной опалубки, т. е. используемой последовательно на ряде строек, а также многократная оборачиваемость применяемых на данном строительстве видов опалубки;
максимальное использование сварной арматуры в виде сеток и каркасов, пространственных блоков с приваренными к ним закладными деталями и прикрепленной к ним опалубкой (арматурно-опалубочные блоки) с минимальным применением штучной  (прутковой)  арматуры;
приготовление бетонной смеси на механизированных или автоматизированных бетонных заводах.
В настоящее время разработаны три варианта конструкции инвентарной, разборно-переставной щитовой опалубки: металлической, деревянной и комбинированной. Щиты комбинированной опалубки состоят из металлического каркаса, сваренного из уголков, и съемной палубы из строганых досок. Щиты соединяются друг с другом быстросъемными соединениями. Разработаны семь типоразмеров основных щитов от 1200X600 до 1800X300 мм и четыре размера уголковых вставок. За укрупненный модуль щитов и других элементов принят размер 600 мм. Максимальный вес щита не превышает 600 Н, что позволяет двум рабочим устанавливать их вручную. Конструкция опалубки предусматривает установку щитов, собранных в крупные панели или блоки механизированным способом Внедрение инвентарной опалубки позволяет сократить затраты труда на опалубочных работах в 2 раза и обеспечить существенную экономию лесоматериалов.
В зависимости от конструкции фундаментов опалубка может осуществляться: отдельными щитами, укрупненными блоками, панелями и армоопалубочными блоками. Из отдельных щитов опалубка выполняется, когда размеры фундамента в плане более 4X4 м. В этом случае щиты комплектно подвозят к каждому фундаменту и устанавливают без предварительной сборки в блоки. При меньших размерах фундаментов щиты опалубки собираются в укрупненные блоки и подаются к месту установки краном. Арматурные каркасы при централизованном их изготовлении устанавливаются в опалубочные блоки, образуя единый арматурно-опалубочный блок. Сборка таких блоков может осуществляться двумя способами. Если арматурные каркасы могут воспринимать временные нагрузки от опалубки, то опалубка навешивается на такой каркас с помощью стяжек и болтов. Если арматурные каркасы не могут нести временной нагрузки, то опалубка собирается в жесткий геометрически неизменяемый блок, в котором закрепляются в проектном положении элементы арматуры. Установка арматурно-опалубочных блоков выполняется кранами грузоподъемностью 2—3 т, так как вес таких блоков не превышает 10 000—15 000 Н.
Для бетонирования большого количества одноступенчатых фундаментов изготовляются инвентарные металлические сварные блок-формы. Они устанавливаются краном, а отрываются от бетона домкратами.
Поверхности стальных опалубочных щитов и других инвентарных стальных элементов опалубки и лесов, не соприкасающиеся с бетоном, должны быть окрашены для защиты от коррозии, а поверхности, соприкасающиеся с бетоном, покрыты смазкой, предотвращающей сцепление опалубки с бетоном. Рекомендуются смазки на основе эмулсола ЭКС и водомасляная эмульсионная смазка ВМП. Устойчивость и неизменяемость опалубки должны обеспечиваться установкой на надежное основание стоек и других элементов, поддерживающих опалубку, а также раскреплением стоек горизонтальными и диагональными расшивками. Место установки опалубки должно быть очищено от мусора, а в зимнее время — от снега и льда. Под стойки должны быть уложены лаги из досок толщиной не менее 50 мм или из лежней.
Установку крупнопанельных щитов опалубки, а также арматурно-опалубочных блоков необходимо производить с соблюдением следующих условий:
стропы для монтажа должны прикрепляться в местах, предусмотренных проектом;
правильность устройства опалубки необходимо проверить до монтажа;
расстроповка монтируемых конструкций допускается только после их постоянного или временного закрепления на месте установки.
При приемке установленной опалубки и креплений следует проверить:
соответствие положения всех элементов проекту;
правильность установки пробок и всех закладных частей;
плотность щитов опалубки, а также плотность стыков сопряжений элементов опалубки между собой и с ранее уложенным бетоном.
Уменьшение размеров поперечных сечений элементов опалубки и креплений по сравнению с проектными размерами не должно превышать: для сжатых и растянутых элементов—5% площади поперечного сечения, для изгибаемых элементов—5% ширины сечения.
Уменьшение высоты поперечных сечений изгибаемых элементов не допускается.
Монтаж арматуры должен производиться, как правило, укрупненными элементами с соблюдением следующих требований:
установка арматурных элементов должна выполняться по схемам, предусматривающим такую последовательность работ, при которой ранее уложенные элементы не затрудняют установки последующих;
подвеска и крепление к арматуре опалубки, ходов сообщения, путей для транспортирования бетонной смеси, производственных или монтажных   устройств    должны осуществляться в соответствии с проектом   производства работ;
укладка арматуры в ранее установленную опалубку допускается только после проверки и приемки опалубки; при длительном перерыве между приемкой опалубки и установкой арматуры опалубку следует принять повторно и обнаруженные дефекты исправить;
установленная арматура должна быть предохранена от повреждений и смещений в процессе производства работ;
монтаж несущей арматуры должен выполняться согласно указаниям главы СНиП III-B.5-72 «Металлические конструкции. Правила изготовления, монтажа и приемки».
Стыкование отдельных стержней сеток и каркасов на месте их установки должно осуществляться в соответствии со следующими указаниями:
стержни диаметром более 20 мм должны стыковаться преимущественно электрошлаковой и многоэлектродной ванной сваркой, а при невозможности их применения — ванной одноэлектродной сваркой;
соединение сеток стальной полосой должно выполняться приваркой к ней каждого стержня фланговыми швами длиной по 5 диаметров стержня.
Скрепление стержней штучной арматуры в местах пересечений должно производиться с соблюдением следующих требований:
стержни диаметром до 16 мм должны скрепляться вязальной проволокой, а диаметром от 1.6 мм и выше — прихваткой дуговой сваркой, если проектом не предусмотрены иные способы скрепления;
перевязкой и прихваткой должно быть соединено не менее 50% пересечений, при этом обязательно должны соединяться все пересечения стержней с углами хомутов.
Контроль правильности установки арматуры заключается:
в проверке соответствия ее размеров и мест скрепления пересечений стержней проекту;
в наружном осмотре всех сварных соединений, выполненных при установке арматуры, вырезке сварных образцов и механическом испытании (в количестве 1%) или же проверке их физическими методами (ультразвуком, просвечиванием гамма-лучами)